Язык XML в "Большом" Бизнесе
По мнению аналитиков, использование языка XML кардинально меняет процесс создания центров электронной коммерции, которые предназначены для взаимодействия большого числа бизнес-партнеров друг с другом.
Расширенный язык описания документов (Extensible Markup Language — XML) дождался-таки своего часа. Если раньше его рассматривали просто как более совершенное по сравнению с HTML средство создания Web-страниц, то теперь эксперты признают технологию XML лучшей в плане обеспечения обмена данными в приложениях электронной коммерции (ЭК). Почему? Да, потому, что, помимо структурирования данных, XML-тэги предоставляют приложению информацию о том, как организовано размещение этих данных и каким образом пользователь может прочитать их в соответствии с замыслом автора документа. Это облегчает интеграцию данных, получаемых с разных ЭК-серверов, — решение этой задачи критически важно для работы виртуальных торговых площадок, все с боўльшим трудом обслуживающих многочисленных партнеров по бизнесу.
Как всегда наиболее крупные деятели компьютерного рынка запаслись всем необходимым заранее. Прошло почти два года как фирмы Cisco, Compaq, IBM и Intel организовали консорциум под названием RosettaNet. Цель его создания — производство и поддержка систем размещения заказов, сбыта продукции и услуг в режиме он-лайн с использованием технологии XML.
Проект RosettaNet продолжает стабильно развиваться, и компании-учредители уже продемонстрировали отдельные образцы систем, разработанных в его рамках. Однако Intel и другим лидерам компьютерной индустрии до сих пор так и не удалось полностью перенести в виртуальное пространство процесс взаимодействия со своими партнерами и смежниками. Можно ли тогда ожидать от других компаний, а тем более от малых предприятий, эффективности в области применения XML-технологии?
На самом деле в работе виртуальных торговых центров, таких, как PaperExchange, Chemdex и e-steel.com, эта технология уже давно и активно применяется в качестве основы заключения электронных сделок и оформления в режиме он-лайн достаточно широкого перечня заказов на товары и услуги. По оценке Организации по внедрению стандартов структурирования информации (Organization for the Advancement of Structured Information Standards — OASIS), более 100 торговых и промышленных групп разрабатывают технические требования по использованию XML, в которых учитывается специфика их отраслей. Многие торговые Интернет-центры пока не оправдали возлагавшиеся на них надежды. Основная причина этого — их ориентация прежде всего на специфические операции купли-продажи, а не на обслуживание корпоративных поставок и закупок в целом.
Как считает Карл Катцефф, специалист по технологиям компании PaperExchange.com, первую операцию по продаже партии бумаги с использованием технологии XML его компания осуществила еще два года тому назад. Сегодня Web-узел PaperExchange.com напоминает огромную ярмарку, где другие компании могут приобрести необходимое им сырье и материалы и куда, в свою очередь, сами поставляют готовую продукцию.
"Посредством обычного Web-браузера пользователи в режиме реального времени могут посетить наш ЭК-центр, ознакомиться с текущей информацией и размещенными заказами", — отмечает Катцефф. По его словам, компания PaperExchange.com неустанно работает над совершенствованием XML-процедур купли-продажи, что позволяет постоянно улучшать качество обслуживания и, в частности, существенно упростить для продавцов и покупателей регистрацию транзакций с PaperExchange в их собственных системах бухгалтерского учета. Для пользователей компании экономия составляет от 4 до 10%, но поскольку прибыль от продажи одной тонны бумаги сравнительно невелика, то каждый сэкономленный доллар имеет большое значение.
Гарри Фриман, вице-президент по развитию технологий компании MRO.com, уже два года работает с языком XML. Его компания разрабатывает содержащий XML-компоненты программный комплекс Maximo, предназначенный для управления корпоративным имуществом и активами. Данный пакет был написан на языке Java еще в 1996 г., т. е. в то время, когда этот язык только-только появился. В Maximo язык XML начал использоваться тоже до того, как стал широко известным, а именно чуть более двух лет назад.
Вот что советует Фриман новичкам в области XML-технологии: "В первую очередь приобретите связующее ПО, например webMethods, которое поддерживает стандарт XML, а также программы для создания и извлечения данных из XML-документов, и только после этого начинайте использовать в вашей системе XML-данные".
Web-узел компании MRО.com работает следующим образом. Основными его пользователями являются малые предприятия, у которых установлен пакет mroMarketplace. Он работает в режиме он-лайн, позволяя размещать в Интернет электронные каталоги продуктов и услуг, а также обновлять информационное наполнение узла в пределах арендуемого пространства. Покупки в компании MRO.com делаются с помощью mroByer — приложения, входящего в состав ПО Maximo. Обмен данными осуществляется с использованием XML-продукта фирмы webMethods — программы, выполняющей необходимые операции купли-продажи и обеспечивающей требуемый уровень безопасности.
Чарльз Аллен, соучредитель и вице-президент компании webMethods, утверждает, что с помощью XML можно решить множество различных задач, но сам по себе этот язык не гарантирует автоматизацию электронной торговли. Специалисты webMethods — одного из участников консорциума RosettaNet — осознают неэффективность работы в режиме простых транзакций типа "бизнес—бизнес", предпочитая режим B2BI (Business-to-Business Integration) с возможностью передачи обновляемой торговой информации непосредственно в ERP-системы предприятий.
Он считает, что такие задачи, как контроль, обеспечение безопасности и размещение поступающей информации, включая контактную, нельзя решить с помощью одних лишь средств XML. Более того, в рамках какой бы то ни было технологии невозможно учесть все особенности корпоративной культуры и негласные правила делового оборота.
По мнению Чарльза Аллена, системы электронной торговли должны постоянно приводиться в соответствие с меняющимися внешними условиями, в том числе и с особенностями корпоративной культуры пользователей, которые сегодня, быть может, еще не привыкли к автоматическому учету ЭК-транзакций в своих ERP-системах, но завтра начнут воспринимать его как должное.
В настоящее время можно выделить два основных направления использования XML в качестве базового компонента бизнес-процессов:В финансовой сфере существует несколько XML-приложений. Одним из них является язык FpML (Financial Products Markup Language) — совместная разрабока компаний IBM, J.P.Morgan и PricewaterhouseCoopers. Кейт Беар, руководитель отдела разработки банковского ПО фирмы IBM, отмечает, что сегодня для подтверждения условий займа или кредита банки вынуждены отправлять по факсу от 30 до 40 страниц текста. Это дорого и требует значительных затрат времени на внимательное прочтение соответствующим сотрудником всех страниц договора для утверждения устраивающих обе стороны пунктов.
Около года назад компании J.P.Morgan и PricewaterhouseCoopers независимо друг от друга начали работы по стандартизации XML-заголовков финансовых документов, сосредоточившись в первую очередь на технологическом обеспечении международных сделок и договоров о займах. Впоследствии они объединили свои усилия и пригласили IBM принять участие в разработке продукта, который решено было назвать FpML. К концу октября прошлого года в управляющий комитет по выработке стандарта входило уже восемь компаний.
Группа разработчиков FpML внимательно отслеживала другие инициативы по применению языка XML, но ничего полностью отвечающего специфическим требованиям финансистов так и не обнаружила. В отличие от стандартных операций купли-продажи между потребителем и небольшим предприятием, в банковском деле и при работе с ценными бумагами, фьючерсными контрактами и другими инструментами финансового рынка используются особые, единственные в своем роде контракты, при заключении которых требуется, чтобы соответствующий сотрудник тщательно изучил их. Это крайне дорогой и непредсказуемый процесс. А поскольку время действия подобных финансовых документов порой невелико, то каждая минута, потраченная на "бумажную" работу, уменьшает прибыль.
По словам Эндрю Якобса, представителя IBM в группе разработчиков FpML, определенной даты начала внедрения нового стандарта обмена данными пока не установлено; в настоящее время полным ходом идет работа по окончательному определению типов документов (Document Type Definition — DTD) для обмена данными, которая вот-вот завершится. Затем, вероятно, в течение какого-то времени отработка новой технологии будет проходить в реальных условиях. Данные с помощью XML-приложений будут передаваться между банками для последующей обработки соответствующими аналитическими и бухгалтерскими приложениями. Вопрос, на который еще только предстоит ответить, заключается в следующем: будет ли подсистема безопасности непосредственно встроена в XML-приложения или банкам придется использовать виртуальные частные сети для обеспечения необходимого уровня защиты при передаче конфиденциальной информации через Интернет? Возможность шифрования и заверения электронных банковских документов с помощью цифровой подписи пока остается по-настоящему серьезной проблемой.
Язык XML и управление предприятием
Технология XML находит применение в процессе интеграции данных различных ERP-систем. Для этого она весьма эффективно применяется, в частности, компанией Geon. По словам Дэвида Ханикутта, директора Geon по развитию электронной коммерции, в настоящее время его компания совместно с одним из своих наиболее крупных поставщиков запускает интегрированную систему обмена ERP-данными в режиме реального времени, которая базируется на разработанных собственными силами XML-приложениях и на ПО webMethods. В решении, используемом Geon, ERP-данные одной компании немедленно вводятся в ERP-систему другой — ранее этого не удавалось добиться даже с использованием ПО SAP.
История этого проекта такова. В свое время компании Geon и Occidental Petroleum образовали совместное предприятие, названное OxyVinyls. Впоследствии оно стало независимым, и потребовалась передача новообразованной компании совместно используемого корпоративного ПО (производства фирмы SAP), что также породило определенные проблемы.
Ханикутт вспоминает: "После того как предприятие стало окончательно независимым, мы практически лишились своей ERP-системы и нам снова пришлось выполнять все процедуры вручную. Вследствие этого сразу же резко возросло количество сбоев и ошибок". Мириться с таким положением дел было невозможно и, чтобы наверстать упущенное время, партнеры решили использовать самые последние разработки в области ИТ. Целая команда из сотрудников фирм Geon и OxyVinyls и консультантов фирмы Andersen Consulting 12 месяцев неустанно трудились над созданием новой корпоративной системы. Два сервера webMеthods — один, установленный в Geon, другой — в OxyVinyls — были соединены друг с другом через Интернет. В отличие от описанных ранее решений здесь каждая порция передаваемых данных поступала для обработки непосредственно в ERP-системы компаний-партнеров. Заказ от компании Geon без какого-либо вмешательства человека автоматически передавался для исполнения в компанию OxyVinyls.
По словам Ханикутта, когда новая система "вступила в строй", складские издержки снизились сначала на 6%, а в дальнейшем — на 8%.
И хотя 6% может показаться совсем немного, помимо прямой экономии издержек удалось также сократить число железнодорожных вагонов, задействованных в перевозках, и связанные с этим затраты на промежуточное складирование. В год содержание каждого вагона обходилось в 10 тыс. долл., высвободить же удалось 40 вагонов.
К сожалению, не так много случаев, когда более половины необходимого сырья компания получает от одного поставщика. Кроме того, строгий контроль за внедрением такой схемы может, по словам Ханикутта, оказаться крайне болезненным. По его мнению, недостаточно жесткая организация передачи транзакций от машины к машине когда-нибудь приведет к серьезным сбоям в работе всей системы. Кроме того, в ходе испытаний необходимо определить "узкие" места в работе всех подсистем передачи и обработки ERP-данных.
Если интегрированная система сформирована и настроена правильно, пользователи практически не будут сталкиваться с XML — для непосвященных данная технология работает незаметно. Крупные отраслевые объединения, подобные RozettaNet, так или иначе продолжат дальнейшую разработку собственных XML-приложений, поскольку входящие в них компании постоянно стимулируют этот процесс. Однако и небольшие компании получат "свою долю пирога", с каждым днем обслуживая больше клиентов и совершая больше сделок с помощью технологии XML. Язык XML будет популярным — по крайней мере до тех пор, пока компании, занимающиеся электронной коммерцией, будут заинтересованы в поиске деловых партнеров.
Навигация : | ||
К Предыдущей Странице | В Оглавление. | На Следующую Страницу |